Существует несколько версий образования поселка Балашейка Сызранского района.
По одной из версий село Балашейка было основано казачьим отрядом в 1720-1730 годах.
Поскольку село расположено в пойме реки с тем же названием, корень его имени, скорее всего, следует искать в старорусском слове «балашиха», что означает «луг, луговое угодье».
И действительно, по сей день вблизи Балашейки есть довольно много сенокосных лугов.
По другой версии село Балашейка намного старше, и корни уходят в коней Х1Х века.
Из межевой книги Симбирской Губернии Сызранского уезда на участок над название первой части села Николаевского, Красная Поляна Синодское тожь «1891 г. ноября 9 дня по Указу Его Императорского Величества Государя Императора Александра Самодержца Всероссийского, и прочая и прочая, и прочая утверждена межа и составлена с1я межевая книга Симбирским уездным землемером Ивановым на участок Симбирской губернии Сызранским уездным, Надь названием Первой части села Николаевского, Красная Поляна, Синодского тожь, владения жены Егерьмейстера Двора Его Императорского Величиства Екатерины Андреевны Балашовой, вымежеванной под дачи означенного села Николаевского, Красной Поляны, Синодского тожь…
Проходит проселочная дорога из села Вороновки в село Красная поляна.
В даче состоят земли: пашни 128 десятин, 2130 сажень, перелога одна десятина 1920 сажень. Сенокоса 16 десятин 998 сажень.
Лиственного дровяного леса по 4 десятины 1618 сажень под проселочными дорогами 1 десятина 470 сажень.
Есть версия, что Балашейка названа по фамилии жены Егерьмейстера Балашовой, так как возможно, в какую-то часть ее земель входили и земли Балашейки».
В 1895 началось строительство железной дороги из средств некоего немца фон Мекка, которое привело к появлению новой станции – станции Балашейка, и превратила ее в крупнейший населенный пункт.
В 1912 году в доме Дорофеева Дмитрия Ивановича была открыта в Балашейке школа. В нее поступило 12 учеников разных возрастов. Учила ребят Иванова Анна Алексеевна.
В 1929-1930 гг. был основан БПК - Балашейский производственный комбинат. Сначала он назывался кустарно-производственная артель им. 1 мая, которая изготавливала трепельный кирпич вручную для нужд сельского хозяйства.
В 1941г. Балашейский трепельный комбинат переходит в подчинение Министерства нефтяной промышленности СССР.
В 1948 году построен цех по производству сварочных электродов, которыми были обеспечены нефтяники Татарии, Башкирии, Куйбышевской области (600 тонн в год).
В 1956 году под руководством директора БПК Демьяненко Григория Григорьевича в центре села был построен большой клуб для проведения досуга жителей села.
В 1957 году открыт карьер опоки, которая поставляется Жигулевскому комбинату стройматериалов для добавки при производстве цемента.
В 1941 году, в связи с наступлением фашистской армии в Куйбышев был эвакуирован Воронежский авиазавод. Для отливки деталей самолетов требовался формовочный песок. Прибывшей геологоразведочной экспедицией было открыто Балашейское и Лобановское месторождения.
В 1942 году был построен железнодорожный путь на карьер и крытый ленточный транспортер длиной 500 метров, который работал на собственной локомобильной электростанции.
1 февраля 1948 года Балашейскому карьеру был присвоен статус союзного значения, в связи с чем был введен в качестве самостоятельного предприятия в состав Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности. Благодаря исследованиям балашейского песка 15 ноября 1967 года Совет
Министров СССР принял решение о строительстве на Балашейском месторождении обогатительной фабрики мощностью 600 тыс. тонн формовочных песков.
В 20-е годы на селе был создан медпункт, в 1937 году – официально открыт медпункт.
В 1966 году в Балашейке открылась больница на 35 койко-мест. 1952 год – открыта аптека. 1965 год – новая поликлиника со стационаром.
Балашейский территориальный пункт милиции образовался 1 октября 1996 года.
Городское поселение Балашейка размещается на землепользовании муниципального района Сызранский Самарской области по обе стороны железнодорожного полотна «Самара-Ульяновск». Северная часть поселка называется Старой Балашейкой.
Старая Балашейка граничит с севера и запада с пашней, с востока - с горой и массивом Старо-Рачейского гослесфонда, с юга - с прудом и железной дорогой.
Центральная часть поселка Балашейка граничит с севера и востока с железной дорогой, с юга и с запада - с оврагом и пашней.
Имеется территория, отведенная под строительство новой жилой застройки, которая расположена в западной части поселка Балашейка, в основном на двух площадках, свободных от застройки. В первую очередь, на пашне между оврагом и лесопосадкой, и на перспективу, на территории дачных участков в южной части поселка между двумя оврагами.
Рельеф существующей территории населенного пункта относительно спокойный. В северной части в Старой Балашейке с уклоном в восточном направлении к реке Балашейка, в южной части в поселке Балашейка (центральная часть) - с уклоном в западном направлении к реке Балашейка.
По границе населенного пункта проходят овраги и ложбины.
Река Балашейка примыкает к поселку в районе Старой Балашейки с восточной стороны, а к центральной части поселка Балашейка - с западной. Между ними расположено озеро.
Территория населенного пункта не затапливается и не заболачивается.
Господствующие ветры: в летний период – северо - западные, в зимний период - юго-восточные, среднегодовые - северные и западные.
Зеленые насаждения в районе Старой Балашейки представлены зеленым массивом Старо-Рачейского Гослесфонда. Зеленые насаждения в центральном районе поселка Балашейка представлены большим фруктовым садом в северо-западной части поселка Балашейка и дачным массивом в юго-западной части поселка Балашейка.
Жилая застройка городского поселения Балашейка расположена с северной стороны железной дороги в Старой Балашейке и представлена в этом районе тремя взаимопараллельными улицами разреженной застройки и состоит из одноэтажных одноквартирных частных домов с большими приусадебными участками. Общественного подцентра в этой части поселка нет.
Застройка территории поселка, расположенная с южной стороны железной дороги в поселке Балашейка, представлена взаимопараллельными улицами плотной застройки в основном одноэтажными одноквартирными частными жилыми домами.
В восточной части у железной дороги застройка представлена кварталами в пятиэтажных и двухэтажных секционных жилых домах.
Общественный центр здесь сложился в районе секционной застройки по улице Чапаева и улице Школьная.
Производственная зона в поселении сложилась в основном в северо-восточной стороне поселка Балашейка вдоль железной дороги и состоит из следующих объектов и площадок:
- горнообогатительный комбинат;
- производственный комбинат по производству опоки и электродов, жидкого стекла;
- автофилиал грузового автотранспортного предприятия;
- подстанция железной дороги.
В центральной части городского поселения Балашейка расположена погрузочно-разгрузочная станция 3 класса железнодорожного полотна «Самара – Инза» ОАО «Российские железные дороги».
В северо-западной части за пределами поселка имеются песчаные карьеры.
Въезд в поселок Балашейка производится с юго-восточной стороны через охраняемый железнодорожный переезд (891км) железнодорожного полотна и неохраняемый железно-дорожный переезд (888км) в северную часть поселка (Старая Балашейка).
Городское поселение Балашейка в настоящее время состоит из самого поселка и близлежащей воинской части, численность жителей насчитывает 3212 человек.